ФАС России Стратегия цифровой экономики Борьба с расточительством и коррупцией в сфере гос

Государственным и муниципальным учреждениям

Проблема формирования конкурентной, эффективной системы государственных и муниципальных закупок становится все более актуальной в связи с тем, что этот процесс напрямую связан с исполнением бюджетов и влияет на эффективность использования бюджетных средств.

Анализ результатов размещения и реализации государственных заказов по данным официальной статистики, материалов Минэкономразвития РФ, ФАС РФ позволяет сделать определенные выводы. В первую очередь, наблюдается устойчивая тенденция к росту государственных закупок на всех уровнях рынка: федеральном, региональном, муниципальном.

В связи с устойчивой тенденцией роста объемов расходов на государственные закупки, увеличения их доли в федеральном бюджете, все более актуальной становится проблематика формирования организационных экономических условий и механизмов для наиболее эффективного использования государственных ресурсов.

Современная система осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд несовершенна, в результате чего, госзаказчики сталкиваются с рядом проблем:

  • неэффективность расходования бюджетных средств, выделенных для нужд государственных учреждений;
  • злоупотребления и коррупция в системе госзакупок;
  • отсутствие информационной инфраструктуры в области госзаказа.

Принятие ФЗ  94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также ряда поправок к нему предполагает реализацию комплекса мер, направленных на реформирование системы государственных заказов, в том числе на совершенствование и регламентацию технологии (правил, порядка и процедур) закупок. Помимо конкурсов установлена возможность проведения закупок посредством проведения аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме.

На сегодняшний день электронная торговля является наиболее эффективным инструментом организации торгово-закупочной деятельности. Внедрение автоматизированной системы управления торгово-закупочной деятельностью в государственном учреждении позволяет сформировать процедуру проведения закупок максимально открытой и доступной для общественного контроля, способствует увеличению числа участников размещения заказа, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Преимущества:

  1. Снижение расходов на организацию процедур закупок (в среднем экономия составляет 10-15% от средств, направленных на закупки).
  2. Уменьшение начальной цены за счет увеличения числа поставщиков (увеличение количества поставщиков и открытая ценовая конкуренция обеспечивают максимально возможное снижение цен на товары, работы, услуги в процессе проведения торгов в электронном виде).
  3. Прозрачность системы электронных торгов исключает элемент коррупции.
  4. Равные конкурентные возможности для всех участников.
  5. Обеспечение юридической и информационной безопасности участников электронных торгов на основе использования сертифицированных средств криптографической защиты информации и аутентификации.

Ассоциация электронных торговых площадок предметно занимается изучением проблем, связанных с повышением эффективности системы государственных и муниципальных закупок.

Взаимодействуя с федеральными, региональными и муниципальными органами власти, бизнес-структурами, Ассоциация планирует объединить все электронные торговые системы страны и мира, что позволит нам сформировать единой информационное пространство всех субъектов закупочного процесса. Сегодня партнерами Ассоциации являются крупнейшие разработчики электронных торговых систем, и АЭТП уже объединяет более 40 торговых площадок.

Единая информационная система позволит заказчикам и поставщикам организовать торгово-закупочный процесс более эффективно:

  • информацию о размещении заказа видят не только поставщики (заказчики) конкретного региона, но и все пользователи единой системы (в т.ч. других регионов России и зарубежных страны). Расширение круга участников электронных торгов в сфере государственного (муниципального) заказа усиливает конкуренцию, что способствует получению оптимальных цен на закупаемую продукции;
  • открытость и доступность в сети Интернет информации о размещении заказа позволяет снизить возможность коррупции;
  • аналитическая система Ассоциации Электронных Торговых Площадок является мощным информационным ресурсом для планирования и организации торгово-закупочной деятельности;
  • обеспечение информационной безопасности участников электронной торговли на основе использования средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи (использование ЭЦП стало правомочным благодаря принятию Федеральных Законов  94-ФЗ и  218-ФЗ, предписывающих порядок осуществления торгово-закупочной деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в электронной форме).

Неполнота информации в сфере госзаказа снижает эффективность использования государственных финансовых средств. Понимая важность решения данной проблемы, АЭТП разработала аналитическую систему. Система обеспечивает сбор, обработку и хранение в единой базе данных информации о ходе всего процесса закупок, ведение базы ценовых предложений поставщиков, формирование аналитических и статистических сведений о размещении заказа. Консолидация сведений о госзакупках позволяет осуществлять всесторонний анализ и контроль закупочных процедур. Доступ к системе аналитики АЭТП является необходимым инструментом при планировании бюджета госучреждения.

Одним из важнейших вопросов в области электронной торговли является вопрос обеспечения аутентификации участников торговли и безопасности информации, передаваемой в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности.

Указания 94-ФЗ на возможность применения электронных форм документов требуют обеспечения юридической значимости электронного документооборота при размещении государственного заказа, что достигается средствами криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи.

Взаимодействие торгово-закупочных систем России с удостоверяющими центрами предоставляет не только возможность защиты сведений, но и возможность контроля за пользователями системы.

В процессе разработки и поиска путей решения обозначенных проблем, Ассоциация электронных торговых площадок, взяв за основу систему аккредитации ГНИВЦ ФНС России, разработала и успешно внедрила систему аккредитации удостоверяющих центров. Согласно данной системе уполномоченной организацией производится проверка и мониторинг деятельности УЦ, имеющих намерение распространять ЭЦП в электронных торгово-закупочных системах. Суть проверки состоит в сборе и анализе документации, фактической проверки технического и технологического соответствия процедуры выдачи ЭЦП требованиям законодательства.

Несомненным преимуществом созданной сети удостоверяющих центров является возможность использования единой подписи для участия в торгах на всех площадках Ассоциации, что снизит не только финансовые, но и временные издержки, связанные с получением ЭЦП.