ФАС России Ресурс для партнеров АЭТП

Заместитель руководителя Федерального казначейства, Анна Катамадзе

Анна Катамадзе

Что было положительного в №94-ФЗ… Во-первых, создана единая на всю страну законодательная база – это собственно Закон №94-ФЗ и несколько десятков подзаконных нормативных правовых актов, в абсолютном большинстве случаев, что важно, прямого действия. Что это позволило сделать в перспективе? Приблизиться к единообразному толкованию норм различными органами власти, заказчиками, контролерами, судами и т.д. Это, пожалуй, самое сложное в любой реформе, требующей принятия отдельных законов. Во-вторых, появился единый портал госзакупок, которому, на мой взгляд, нет альтернативы на сегодняшний день. В-третьих, есть четкие и детальные правила проведения торгов и котировок, а также полная автоматизация преимущественного способа закупок - электронный аукцион.

В-четвертых, пожалуй, самое главное – это, конечно, правила, в соответствии с которыми не допускается установление субъективных оценочных критериев при выборе участников, запрет на «заточку» требований под конкретного поставщика и возможность, в случае нарушения этих правил в короткие сроки (5 дней) обжаловать решение заказчика, если имело место нарушение.

Что касается минусов. Безусловно, они были – становление любой системы, а тем более, когда она создается с нуля, да еще в такой сложной сфере, как госзаказ, проходит очень тяжелый путь. На протяжении 6 лет вносились различные поправки – с одной стороны это мешало работать заказчикам – все время новые условия, а с другой – это была объективная необходимость, иначе эти механизмы не выстроит.

Конечно, одной из ключевых проблем было то, что №94-ФЗ урегулировал вопросы размещения заказов и заключения контрактов, но не увязывал процедуры «от и до» - от формирования потребности и цен до результата по исполненному контракту. Теперь эти пробелы должны быть разрешены в рамках нового законодательства.

Это нормальный сценарий, когда на смену одному закону приходит другой. Вопрос о совершенствовании, развитии системы государственного и муниципального заказа, её перехода на качественно новый уровень обсуждался между профильными ведомствами в течение последних лет в Правительстве.